Когда шагаешь по траве. стр 6
    Развитие, как видим, неспешное. Шло, наверное, не гладко, с ошибками и примерками, с повторением и отскоками назад. Все 3 миллиарда лет до этого времени, в так называемый докембрий, продолжалось первичное создание условий для нарождающегося живого. Образовались более или менее устойчивые пласты суши - материки; определились океаны; возникла первичная атмосфера. Установился режим влажности, температур, других явлений природы. И только тогда, в более или менее надежной среде обитания, стали возникать различные формы сперва растительного, а потом и животного мира.

Но еще бушевали огненные метели над горами с вулканами, сдвигались, меняя форму, материки, отступали и наступали океаны. Над рождающимся миром неизменно и горячо светило солнце - постоянный источник энергии. Оно будило жизнь. Энергия солнца была уникальной. И осталась такой же до наших дней.

Ограничимся этими, в общем-то, поверхностными сведениями о младенческих и, с нашей точки зрения, незрелых годах планеты и обратим внимание на последующие, очень сложные явления жизни на Земле.

Похоже, именно 600-500 миллионов лет назад начался постоянно нарастающий и временами бурный процесс возникновения живого, с непременным ускорением - от простого к сложному, от сложного - к сложнейшему.

Так ученые характеризуют последний период - фанерозой, - отстоящий от нашего времени на 570 миллионов лет. Этому периоду отводится одна шестая часть геологического летосчисления со времени появления физического тела Земли.

Фотосинтез зеленых растений на суше, сине-зеленых бактерий и водорослей в океанах и озерах - этот скрытый пока от науки таинственный переход от мертвого к живому - позволил заметно оживить и изменить первичную атмосферу. Фотосинтез уже тогда сделал ее приблизительно такой, какой мы знаем атмосферу нынче: азота 78,1 процента, кислорода 21 процент, аргона 0,6, углекислого газа 0,03 и какие-то доли процента водорода, неона, гелия. У поверхности Земли еще надо упомянуть водяной пар. Ему в развитии жизни принадлежит не последняя роль.

Вот отсюда и начинается самое интересное.

Листья с хлорофиллом, способные разлагать углекислый газ воздуха на кислород и углерод и строить с помощью углерода все растения - одни чудеснее других, от микроскопических до многометровых, - множились и теснились всюду, где позволял им климат. А он был, вероятно, очень теплым, тропическим, даже в приполярных зонах. Огромные леса вскоре покрыли материки. Позже стали возникать, размножаться и теснить друг друга травоядные и хищные животные. Воды кишели древними рыбами, чудовищными творениями расщедрившейся природы. Богатейшая растительность и микрофауна заселили воды, а потом и прибрежья. Щедрое солнце обрушивало на Землю, несметное количество лучевой энергии, словно поощряло этот мир к бесконечному развитию. Больше, выше, сложней!..

Из этой фантастической по размерам и охвату растительности до наших дней сохранились абсолютно измененными и надежно укрытыми поздними наслоениями пласты органики - эти законсервированные формы энергии. Нефть, газ, каменный уголь, горючие сланцы остались под глубокими наносами осадочных пород. Ко временам палеозоя и мезозоя (160 миллионов лет назад) относятся самые необыкновенные животные суши и моря, самая странная по виду растительность. Их обнаруживают окаменелыми, воссоздают по частям и демонстрируют в музеях, где изучают далекое прошлое Земли.

Одновременно с развитием живой жизни на поверхности суши, естественно, стали напластовываться отжившие растения и погибшие животные. Органическое вещество разлагалось, перемешивалось с выветренными и разрушенными горными породами. Так создавалось нечто новое, еще одна своеобразная форма живого вещества.

Отметим это примечательное время. Началось образование почвы, праматери современных почв.

Чтобы особенно оттенить этот важнейший период развития жизни, приведем большую цитату из работ члена-корреспондента Академии наук СССР В. А. Ковды, высшего в нашей стране авторитета в изучении почвенного покрова Земли.

"Почвенный покров возник и развивался одновременно и параллельно с рождением жизни на Земле... Признаки жизни обнаруживаются в древнейших осадочных породах, датируемых 3,8-3,5 миллиарда лет. Сине-зеленые водоросли, цианобактерии, обитали на скалах и в водах уже более двух миллиардов лет. Это время возникновения биосинтеза, биогенного круговорота элементов, это начало биогенного преобразования планеты и возникновение биосферы, как системы живого вещества, минеральных компонентов и примитивных почв.

Развитый и многообразный почвенный процесс начался гораздо позже, вероятно, лишь 500-400 миллионов лет назад, уже после возникновения высших растений и выхода их на сушу... С того времени жизнь растении и животных, образование почвенного покрова и осадочных пород, круговорот углерода, кислорода, воды, элементов питания проходили совместно. Почвенный покров стал обязательным и незаменимым компонентом биосферы планеты".

Итак, все началось с фотосинтеза, этой способности зеленого листа использовать лучистую энергию солнца для жизни растений, а потом и животных, питающихся этими растениями. Как богатый подарок нынешнему человечеству остались от тех времен запасы полезных ископаемых, созданных органическим веществом. И почвы, обладающие способностью к самовосстановлению в условиях естественного развития, - великое благо для всех высших форм жизни - животных и растений - на долгие, долгие времена.

Вот таким кратким заглядом в начальное прошлое нашей Земли мы и закончим главу с эпиграфом из трудов великого физиолога страны Климента Аркадьевича Тимирязева.

Такой досадный антракт...

    Пусть человек пользуется прошедшими веками,
как материалом, на котором возрастает будущее.

Жан Мари Гюйо


Как ни упрощай развитие жизни на Земле, все равно не обойтись хотя бы без краткого описания тех перемен, что произошли уже в более близкое к нам время за последний так называемый четвертичный период, охватывающий всего-навсего полтора миллиона лет. Период с таким катаклизмом, что кажется он вставным, не предусмотренным всем ходом развития живого из неживого; некая коварная подножка плавному движению жизни.

Речь идет о времени, когда по планете уже расхаживал, кормился человек умелый, потом разумный, хомо сапиенс, успевший осмотреться и кое-что сделать для своего утверждения.

Что же произошло в этом четвертичном периоде?

Надо заметить, что спокойных времен на планете, по-видимому, никогда не случалось. Это и понятно: спокойна только безжизненность или совершенство, а Земля жила и только-только совершенствовалась, разного беспокойства хватало и у отдельного человека, уже вставшего на ноги и приспособившего палку, камень и огонь, и у планеты в целом. Катаклизмы происходили, в сущности, непрерывно.

Но такой вселенской перемены еще не случалось.

Все еще ворочались, устраивались материки, подталкивали один другого, чтобы найти место поудобнее, хотя процесс этот, очевидно, замедлился. Горы уже реже подымались или разваливались - лишь там, где возникали крупные разломы. Однако вовсю бушевали вулканы, поскольку в глубинах планеты продолжался радиоактивный распад и разогрев больших масс горных пород.

По мнению некоторых ученых, Земля даже меняла угол наклона на своей орбите, отчего менялись ее магнитное поле, интенсивность освещения на разных широтах и долготах и места, отведенные для полюсов - Северного и Южного. Одновременно менялся и климат. Где было жарко и росли тропические леса, постепенно становилось не просто прохладно, а даже холодно - со всеми неизбежными последствиями для растений и животных, для почвы, созданной их усилиями - с помощью солнца и воды. Поверхность планеты все еще глубоко дышала, изменялась.
Яндекс.Метрика